Законы древней олимпии
На карте Греции в нижней её части можно распознать очертания развернутой человеческой ладони — будто протянутая миру в рукопожатии. Это Пелопоннес — полуостров с древнейшей культурой, где разместилась историческая область Элида. А в ней Олимпия, загадочная и неповторимая, один из очагов зарождения национального достоинства эллинов. Полуостров сужается у города Коринфа Истмийским перешейком до «смешных» размеров, «осиной талии» шириной не более 40 стадий, как сказали бы древние греки. Это всего 8 км. Место настолько притягательное, что судоходный канал между морями — Ионическим и Миртойским — кажется уместным.
Не станем утверждать, что древние не поддавались соблазну прорыть здесь удобный проход для морских кораблей. Но природа создала серьёзное препятствие, чтобы помешать дерзновенной затее — на 80 м разнятся уровни земли по обеим сторонам Истма. По этой причине люди остановились на бревенчатом волоке, густо смазанном салом. С IX века до н. э. по «диолку» (с греч. «волок») коринфяне перетаскивали свои и чужие корабли туда и обратно. И брали за эту свою нелегкую работу приличное вознаграждение. Известно, что Август, будущий римский император, в 31 году до н. э. переправил по волоку свои боевые корабли, преследуя объединенный флот своего друга-недруга Антония и Клеопатры, царицы Египетской. Только в 1893 году с появлением современного судоходного канала потребность I в волоке отпала сама собой.
О Коринфском канале следует рассказать еще кое-что, обстоятельства заслуживают...
Первая реальная попытка прорыть канал состоялась 28 ноября 67 года (н. э.) по инициативе Нерона, который лично вонзил лопату в неподатливый суглинок Коринфа. Римский император таким образом решил увековечить память о себе на земле Греции, культуру которой он знал и любил и перед которой он в душе трепетал. В благодарность за позволение греческих богов стать победителем Олимпийских игр в заезде колесниц — событие имело место в истории (об этом — дальше!), растроганный Нерон освободил жителей Пелопоннеса от налогов в римскую казну. И даже произнес речь, артистично воздев руки к небу: «О, если бы я мог преподнести этот подарок, когда Греция была в расцвете, чтобы мою милость еще больше ценили!»... Под овации, будто в театре, закончил: «Города раньше освобождали и другие государи, но всю провинцию только Нерон». Увы, работы на канале прервались сразу после его насильственной смерти.
Но первый, кто в 627 году до н. э. задумал «возведением канала увеличить во сто крат могущество Коринфа», был его правитель тиран Периандр, один из «семи» великих греческих мудрецов. Он знал, что море за мысом Малей на самой нижней оконечности Пелопоннеса затруднено для плавания из-за противных ветров; и отсюда поговорка:
Малей обогнув, позабудь об обратном пути.
Но по каким-то уважительным причинам Периандр так и не реализовал свою замечательную идею.
Гомер называл Коринф «богатым» государством, так как он владел двумя торговыми гаванями, из которых Кенхрей вела в Азию, а другая, Лехей, в сторону Италии. Это облегчало обмен товарами из обеих стран, столь далеко отстоящих друг от друга.
Во всяком случае и тем и другим купцам — из Италии и из Азии — было приятно, избегнув плавания к Малеям, выгрузить здесь свои товары. А пошлины на вывоз товаров из Пелопоннеса сухим путем и на ввоз туда выпадали на долю правителей Коринфа, кто держал ключ от Истма.
Чтобы закончить историю с Коринфом, следует сказать о его правителях. Задолго до Периандра властвовали Бакхиады — богатая, многочисленная и блистательная семья, представители которой пользовались плодами «международной» торговли почти 200 лет! Затем Кипсел, по матери состоящий в родстве с Бакхиадами, изгнав их, сделался тираном. Управлял Коринфом он 39 лет, как свидетельствуют источники, «весьма кротко, зато украсил город великолепными общественными зданиями и храмами».
О богатстве Кипсела можно судить по его посвятительному дару в Олимпии — колоссальной статуе Зевса из листового золота. А святилище Афродиты в самом Коринфе при нём было так великолепно и богато, что имело больше 1000 храмовых рабынь-гетер, усердно «трудившихся» во имя любимой богини. И благодаря этим женщинам город становился многолюдным, богател, так как капитаны кораблей не могли удержать от соблазнов свои команды: они останавливались здесь и легко растрачивали все свои сбережения. Отсюда идёт пословица:
Не всякому в Коринф доступен путь.
Еще одна памятная дата для Коринфа — 334 год до н. э. На местном стадионе «Союз греческих городов» поручил 20-летнему Александру, царю македонян, возглавить объединённое войско в войне против Персии. И он оправдал доверие греков: покорил не только Персию, но и часть Индии, Египет, Вавилон.
Далее от Истма близ гавани Схенунт находилось особо почитаемое в Греции святилище морского владыки Посейдона. Рядом с ним каждые два года проводились Всегреческие, или Панэллинские, священные Истмийские игры. Игры грекам особо памятны тем, что в 196 году до н. э. римский полководец Тит Квинкций Фламинин, победив в битве при Киноскефалах (Фессалия) Филиппа V Македонского, провозгласил на них «свободу» всех греческих полисов от Македонии. Правда, желанная свобода скоро заменилась властью римских императоров.
Еще одна достопримечательность Пелопоннеса — остатки оградительной стены, уходящей за горизонт. Это Великая Истмийская стена, построенная жителями Коринфа. Она преградила путь персидской армии Ксеркса, вторгшейся в Грецию в 480 году до н. э. Стена достойно исполнила своё предназначение, потом ещё и в 369 году до н. э. она устояла против «Беотийского союза» со знаменитым фивянином Эпаминондом. Не прошло и 100 лет, как стена сдерживала орды северных кельтов, следом — готов. Последний раз она послужила грекам оборонительным рубежом в войне против турок в 1415 году, но в 1443 году, в связи с покорением Греции турками, это замечательное сооружение потеряло своё назначение, постепенно превращаясь в развалины.
Хватит о Коринфской области, настала очередь легендарной Олимпии.
Мы в Элиде, куда нас привела память о проводимых здесь в глубокой древности Олимпийских играх. Их нередко называли еще Элейскими или даже Элисскими, но все это Олимпия.
Последуем вдоль берега на юг, мимо города Фей, что расположился «недалеко
от струй Иордана» (Илиада, VII, 135), и это тоже правда, потому что поблизости протекает речка. Античные историки считали Фею началом Писатиды, государства писатов, на земле которых возведено святилище Зевса и проводились игры, названные позже олимпиадами. От Фея с гаванью до Олимпии всего 120 стадий, немного более 20 км. Далее устье реки Алфей, вобравшей по пути воды Ладона, Эриманфа и других менее значительных рек. Алфей течет мимо самой Олимпии, впадает здесь в море, между Феей и Эпиталием.
Вблизи устья реки находилась священная роща Артемиды Алфионии или Алфиусы, на расстоянии около 80 стадий от Олимпии. В честь богини в Олимпии справлялись ежегодные празднества, в самом святилище долго сохранялись картины прославленных коринфских художников: Клеанта — «Взятие Трои» и «Рождение Афины» и «Артемида, уносящаяся на грифе» — Арегонта.
Проследовав вверх по руслу Алфея, обнаружим искомую древнюю Олимпию...
Вдали просматривается низкое предгорье, заросшее соснами и прочими деревьями, с проплешинами на холмах — от бездумной деятельности человека. По сторонам малоприметной дороги замечаем жухлые кочки с сиротливо умостившимися на них кустарниками, безжизненно выгоревшими от полуденной жары и ветра. Неширокая дорога петляет меж крутолобых камней, которые кажутся сытыми баранами, дремлющими после обильной кормёжки на пастбище. По мере приближения к горам долина, засыпанная местами красными и серыми камнями, кажется мертвой, будто здесь только что резвились могучие циклопы — вроде как поиграли они азартно в «камешки», да вдруг разбежались кто куда...
Островки бурой пропыленной насквозь придорожной зелени сменяются более приятными глазу высокорослыми деревьями. Теперь попадаются рощицы олив с серебристыми, трепещущими даже на слабом ветру листочками; разглядев их толстые, выкрученные временем и погодой стволы, можно с уверенностью сказать, что деревья очень старые, если не сказать, древние...
А вот и Олимпия! Вернее, то, что осталось от неё за 17 веков... Невдалеке шумит незлобивыми перекатами легендарный Алфей. Он же речной бог, любимец женщин. Прибывшему в Олимпию путнику обязательно поведают местную легенду о храбром охотнике Алфее и красавице Арефусе.
...Она не отвечала влюблённому юноше взаимностью, он любил её и страдал. Родители Арефусы тайно переправили дочь к родственникам на Ортигий, крохотный островок напротив Сицилии, но девушка и там не чувствовала себя в безопасности. Она упросила Зевса укрыть её от Алфея, и бог превратил её в ручей, который носит до сих пор её имя.
Алфей повсюду искал Арефусу, а когда узнал правду, тоже обратился к Зевсу, чтобы бог воссоединил его с любимой. И Зевс превратил юношу... в полноводную реку. И пролилась река в Элиде, устремившись к Ортигию...
С тех пор женщины подмечали необыкновенные вещи, происходившие вокруг Алфея. Одна девушка выкупалась в Алфее в ночь перед своей свадьбой, а потом родила замечательного крепкого малыша. Оракул сообщил счастливому отцу, что в рождении ребёнка есть немалая заслуга Алфея, речного бога, и с тех пор невесты и молодые женщины стали считать Алфея своим покровителем. Так и повелось: девушки, перед тем как выйти замуж, приходили на берег реки, обнажались вдали от нескромных взглядов и безмятежно купались в божественных водах. Они вскрикивали от блаженства, говоря: «Алфей, Алфей, возьми мою девственность!», трепетно ощущая, как речной бог «входил в их лоно»... Затем многие после замужества рожали здоровых и крепких ребятишек. Как говорится, бог им был в помощь!
По этой причине или по какой другой, местные жители прозвали Алфей «Лишающий девственности». И замужние женщины приходили на берег реки, особенно после месячных, совершая очистительный ритуал в освежающих водах...
В «Географии» Страбона есть замечательная версия этой легенды. Когда юноша Алфей превратился в реку и в таком виде достиг Ионического моря, его пресные воды не растворились в солёных волнах, а продолжили своё течение по дну морскому и так достигли Ортигия. Здесь Алфей настиг свою беглянку, заключил Арефусу в объятия: и две реки соединились водами по воле Зевса и проложили новое русло, навеки совместное...
В качестве доказательства Страбон припоминает случай, когда жертвенная чаша, случайно оброненная жрецом в реку Алфей вблизи Олимпии, через какое-то время «оказалась на берегу далёкой речушки Арефусы»... И ещё, «вода в Арефусе иногда мутнела от крови жертвенных животных, проливающейся с алтарей в Олимпии»... Страбон утверждал, что подобное странное явление, когда одна река не заканчивается у моря, а проносится дальше по дну его, он наблюдал в Иудее под Мёртвым морем, да и в иных местах. Их можно и сегодня отыскать, если только кто пожелает...
Думается, Гераклит свои знаменитые слова «Panta rhei» или «Все течёт» сказал именно при виде Алфея. Люди с тех пор повторяют за ним: «В одну и ту же воду войти невозможно».
А мы попробуем нарушить это условие, обращаясь к памяти о Древней Олимпии...
ТОЧКА ОТСЧЁТА
Отсчёт современным олимпиадам начался с 1896 года, после Первых Олимпийских игр, что состоялись в Афинах. С тех пор каждой последующей присваивался порядковый номер. Он сохранялся даже в случаях, если Игры по каким-либо причинам не проводились — например, в Берлине — VI Олимпиада (1916-1919 гг.), в Хельсинки — XII (1940-1943 гг.), в Лондоне — XIII (1944-1947 гг.). Европе было не до спортивных мероприятий — бушевали жестокие войны!
Место проведения каждой Олимпиады выбирает Международный олимпийский комитет — МОК — в одном из городов стран — претендентов на её организацию. Почетное право предоставляется счастливому избраннику как наиболее достойному путем тщательного анализа его возможностей для организации будущей Олимпиады. Напомним список стран и городов, принимавших Всемирные Олимпийские игры:
1896 — Афины, Греция — I.
1900 — Париж, Франция — II.
1904 — Сент-Луис, штат Миссури, США — III.
1906— Афины, Греция — внеочередные.
1908 — Лондон, Великобритания — IV.
1912 — Стокгольм, Швеция — V.
1916 — Берлин, Германия — VI, не проводились.
1920 — Антверпен, Бельгия — VII.
1924 — Париж, Франция — VIII.
1928 — Амстердам, Голландия — IX.
1932 — Лос-Анджелес, США — X.
1936 — Берлин, Германия — XI.
1940 — Хельсинки, Финляндия — XII, не проводились.
1944 — Лондон, Великобритания — XIII, не проводились.
1948 — Лондон, Великобритания — XIV.
1952 — Хельсинки, Финляндия — XV.
1956 — Мельбурн, Австралия — XVI.
1960 — Рим, Италия — XVII.
1964 — Токио, Япония — XVIII.
1968 — Мехико, Мексика — XIX.
1972 — Мюнхен, ФРГ — XX.
1976 — Монреаль, Канада — XXI.
1980 — Москва, СССР — XXII.
1984 — Лос-Анджелес, США — XXIII.
1988 — Сеул, Южная Корея — XXIV.
1992 — Барселона, Испания — XXV.
1996 — Атланта, штат Джорджия США — XXVI.
2000 — Сидней, Австралия — XXVII.
2004 — Афины, Греция — XXVIII.
2008 — Пекин, Китай — XXIX.
И в 2012 году предполагается проведение XXX Игр в Лондоне, Великобритания.
Какие олимпийские виды спорта входят в летние Олимпийские игры:
академическая гребля, бадминтон, баскетбол, бейсбол, бокс, велоспорт-шоссе, велотрек, водное поло, водный слалом, волейбол, вольная борьба, гандбол, гребля на байдарках и каноэ, греко-римская борьба, дзюдо, конный спорт, легкая атлетика, маунтинбайк, настольный теннис, парусный спорт, плавание, пляжный волейбол, прыжки в воду, прыжки на батуте, пулевая стрельба, синхронное плавание, современное пятиборье, софтбол, спортивная гимнастика, стендовая стрельба, стрельба из лука, теннис, триатлон, таэк-вон-до, тяжелая атлетика, фехтование, футбол, хоккей на траве, художественная гимнастика.
В 1924 году в Шамони, Франция, были проведены Первые Всемирные Олимпийские игры по зимним видам спорта. Первоначально МОК постановил, чтобы зимние Олимпиады проводились в тот же год, что и летние, но в 1994 году их время сдвинулось на два года вперед относительно летних. Вот они, все последующие:
1928 — Санкт-Мориц, Швейцария — II.
1932 — Лейк-Плэсид, США — III.
1936 — Гармиш-Партенкирхен, Германия — IV.
1940 — Санкт-Мориц, Швейцария — не проводились.
1944 — Кортина д'Ампеццо, Италия — не проводились.
1948 — Санкт-Мориц, Швейцария — V.
1952 — Осло, Норвегия — VI.
1956 — Кортина д'Ампеццо, Италия — VII.
1960 — Скво-Велли, США — VIII.
1964 — Инсбрук, Австрия — IX.
1968 — Гренобль, Франция — X.
1972 — Саппоро, Япония — XI.
1976 — Инсбрук, Австрия — XII.
1980 — Лейк-Плэсид, США — XIII.
1984 — Сараево, Югославия — XIV.
1988 — Калгари, Канада — XV.
1992 — Альбервиль, Франция — XVI.
1994 — Лиллехаммер, Норвегия — XVII.
1998 — Нагано, Япония — XVIII.
2002 — Солт-Лейк-Сити, США — XIX.
2006 — Турин, Италия — XX.
2010 год. Ванкувер, Канада — XXI.
И, наконец, XXII зимняя Олимпиада в городе Сочи, которую намечено провести в 2014 году.
Зимние Олимпийские виды спорта:
биатлон, бобслей (бобслей, скелетон), конькобежный спорт (конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек), кёрлинг, лыжный спорт (горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, сноубординг, фристайл), санный спорт, хоккей с шайбой.
Продолжительность летних Игр установлена не больше 15 дней, зимних — до 10.
Согласно правилам проведения Всемирных олимпиад, помимо олимпийских видов спорта, зимних и летних, международный организационный комитет имеет право по своему выбору включить в программу очередной Олимпиады показательные соревнования по одной-двум дисциплинам. Это относится к наиболее интересным видам спорта, не признанным как олимпийские и, с точки зрения МОК, перспективным для развития во всех странах мира. Если показ на Олимпиаде получает одобрение значительного большинства зрителей и специалистов межнационального физкультурного движения и спорта, в дальнейшем эти виды могут быть включены в обязательную олимпийскую программу.
Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утвержденные в 1913 году по предложению французского барона Пьера де Кубертена, одного из инициаторов возрождения Олимпийских игр, первого Генерального секретаря МОК. Девиз олимпийского движения — «Citius! Altius! Fortius!» («Быстрее! Выше! Сильнее!»). Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920-го поднимается в городе-организаторе на всех Играх.
Символ всемирных Олимпийских игр — пять скреплённых колец. Будто пять континентов замерли в дружеских объятиях! При виде этой, на первый « взгляд, незамысловатой эмблемы всплывает образ Древней Олимпии, её атлетов, счастливых обладателей победных оливовых венков. Лица, звуки, запахи... — образы и чувства порождают изначально сокрытые в душе знания. Платон называл это проявление anamnesis, анамнесис или «припоминание» всего того, чем неземная душа человека обладала до вселения в физическое тело... Оттого олимпийская эмблема вдруг ясно напомнила лист вечнозелёного плюща, священный знак золотоволосого Диониса.
...Удивительно живучее растение — цепкий вечнозеленый плющ: ему жара и холод, безводие и голые скалы — все нипочем! У него листья пятиконечной формы, будто греческая пентаграмма, каждый лист похож на благословляющую длань Реи Кибелы. В греческой мифологии она дочь Урана и Геи, супруга всесильного бога Кроноса, при котором земляне обрели матриархат, и оттого «Золотой век». Рея — Великая Матерь семейства богов, обосновавшихся на горе Олимп в Элиде; она родила Зевса...
Пять колец — пять пальцев одной руки богини Земли Реи, у каждого свое предназначение. Вечен зелёный плющ, вечны Земля и люди на ней — значит, Олимпийские игры не канут в вечность!
Тут же напрашивается вопрос: «Почему олимпийских колец — пять, ни больше, ни меньше?». Есть одно логическое предположение, и оно связано с естественной пентаграммой (греч. «пятиконечная звезда») плюща. Последователи загадочного мудреца Пифагора связывали число 5 с искусством лечения; оно еще означало «Истинный Свет» или «Звезду утра», которая образовалась в Пентальфу, 5 различных положений Альфы, первой буквы древнегреческого алфавита. Пентальфа — 5 таинственных центров силы, пробуждение которых представляет высший секрет античного мистицизма: Земля и Вода, Воздух и Огонь и объединяющая их всех сила Эфира... Не зря древние греки придумали пентатлон — олимпийское пятиборье как совокупность состязаний: бег, кулачный бой, метание копья, диска и классическая борьба!
По этой причине следует воспринимать олимпийский символ «5 колец» талисманом, освящённым Пифагором, как его магическую формулу здорового образа жизни и вечной молодости, поддержания духа честного соперничества.
И цвет олимпийских колец не случаен: в верхнем ряду — голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду — жёлтый для Азии, зелёный для Австралии.
МОК постарался внедрить, и сохраняет до сих пор, определённые ритуалы и традиции древних Олимпийских игр. Например:
1. Олимпийский огонь зажигается в Греции на торжественной церемонии открытия на фоне античных руин Олимпии. Ради «чистоты» огня возгорание получают от солнечных лучей посредством сильной оптической линзы. Для этой цели чаша со светильником устанавливается на мраморном алтаре.
Напрашивается вопрос: «А подобное «священнодействие» существовало в Древней Олимпии?». Можете не сомневаться — нет! Такого обряда и в таком виде не существовало! Хотя на Панэллинских играх в Олимпии огонь присутствовал, но он считался жертвенным и загорался на священных алтарях. Хранился такой огонь в священной роще Альтис, в особом здании, называемом Пританей: здесь находился особый очаг, наполненный пеплом сожжённых поленьев бело-листного тополя; на очаге постоянно, день и ночь, горел «вечный» огонь. За его состоянием бдительно несли службу трое специально назначенных жрецов и один дровосек. Когда начинались Игры, происходило жертвоприношение Зевсу Олимпийскому, для чего с пританейского очага с большой осторожностью и с душевным трепетом несли тот огонь в тлеющих угольках на главный жертвенник Олимпии. Здесь разжигался большой огонь, который гасился после окончания состязаний.
Безусловно, нет необходимости возрождать древнюю традицию в таком виде, но было бы правильнее однажды добытый в Олимпии огонь все-таки сохранять и затем передавать, от Олимпиады до Олимпиады, извлекая из «вечного» хранения в этом освященном Зевсом месте.
А сегодня олимпийский огонь доставляется в очередной город — организатор Игр с торжественной факельной эстафетой, через страны мира и континенты, все — участники. Его несут известные в мире спортсмены, победители предыдущих олимпиад. На пути этого мирного огня кто-нибудь из «горячих голов» нередко ставит политические заслоны, заторы, вынося свои внешнеэкономические проблемы на суд мировой общественности. Проблемы не решаются немедленно, но внимание, безусловно, привлекают. Но все-таки современная процедура переноса олимпийского огня — достойное подражание древнеолимпийским традициям, ибо факельные шествия и бега, и даже эстафетные состязания бегунов с факелами, были в большом почёте у древних греков. Бег с факелами даже включался в программу Олимпийских игр.
2. Во время открытия Олимпиады один из выдающихся спортсменов страны, где она происходит, произносит от имени её участников клятву, обещая состязаться достойно, а судить Игры — добросовестно. Замечательное подражание античности!
3. Чемпионам и призёрам Олимпийских игр вручаются наградные медали, в их честь поднимаются государственные флаги, исполняются национальные гимны. Примерно такой триумф ожидал победителей древних Игр — олимпиоников. Хотя их победы ценились в Греции по более значимому разряду, гораздо выше, чем сегодня. Престижнее, если хотите!
Есть и безусловные отступления от правил, установленных древними греками. Согласно традиции Олимпийские игры современности считаются соревнованиями между спортсменами, а не национальными командами стран-участниц. Однако МОК уступил общественным настроениям и с 1908 года разрешил неофициальный общекомандный зачёт, определяющий командные места по количеству полученных медалей и набранных в соревнованиях очков. Очки начисляются за первые 6 мест по следующей системе: первое место — 7 очков, второе — 5, третье — 4, четвертое — 3, пятое — 2, шестое — 1.
Если в Древней Греции к Играм допускались только «чистопородные» эллины (правда, в «римский период» это правило постоянно нарушалось), МОК подтвердил, что современные Олимпийские игры «...объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам...». Будем считать это прогрессом для международного олимпийского движения!
Игры проводятся один раз в четыре года, в первый год очередной Олимпиады, как и в Древней Олимпии. С 1932 года город — организатор Игр обязывался построить «олимпийскую деревню», компактную и удобную для проживания и тренировок спортсменов, участников Олимпиады. Что-то подобное происходило в античной Олимпии, где на время Игр срочно возводились легкие строения и навесы для ночлега гостей и участников, имелись также места для тренировок атлетов, не говоря уже о стационарных состязательных сооружениях: стадион, ипподром, гимнасий.
Судя по накалу страстей, разгорающихся в странах мира задолго до открытия современных Олимпийских игр, интерес к ним угасает не скоро. Уж очень большие амбиции проявляют страны, участники и претенденты, подключены политические силы и громадные финансовые средства — ну, как бывало у древних греков! Разве что в то время не существовало коммерческих интересов межнациональных спонсоров!
Решение МОК провести в России, в Краснодарском крае, в Сочи Олимпиаду всколыхнуло умы и сердца россиян, обращает наши взоры на Грецию, на Пелопоннес и Элиду, на Древнюю Олимпию. Ведь когда-то там каждые четыре года происходило священнодействие, близкое физическому и духовному состоянию каждого эллина — Панэллинские (Всегреческие) игры.
Невольно возникает дерзкая мысль: «А современные Всемирные игры, которые с подачи французского барона Пьера де Кубертена назовут Олимпиадами, достойные наследники Древней Олимпии? Продолжают ли её традиции? Или это всего лишь не очень удачные копии несравненного чуда эллинской цивилизации?».
Чтобы убедиться в этом или разувериться в чем-либо, придется раскрутить маховик олимпийской истории в обратном направлении...
И прежде вопрос: «Что случилось, если древние греки сами забыли о своих Играх в Олимпии на 15 мрачных веков?»...
При подготовке данной публикации использована глава из книги Анатолия Ильяхова "ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО 2014".
Ильяхов Анатолий Гаврилович. Родился в 1941 году в г. Сочи. Член Союза писателей России.
В фонде ЦГБ им. А. С. Пушкина всем рекомендуем его книгу Зевсу посвященные.
Ильяхов, А.Г.
Зевсу посвященные [Текст] : тайны древних Олимпиад / А.Г. Ильяхов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 285 с.