Законы древней олимпии


На карте Греции в нижней её час­ти можно распознать очертания развернутой человеческой ладо­ни — будто протянутая миру в рукопо­жатии. Это Пелопоннес — полуостров с древнейшей культурой, где размести­лась историческая область Элида. А в ней Олимпия, загадочная и неповтори­мая, один из очагов зарождения нацио­нального достоинства эллинов. Полуо­стров сужается у города Коринфа Истмийским перешейком до «смешных» размеров, «осиной талии» шириной не более 40 стадий, как сказали бы древ­ние греки. Это всего 8 км. Место нас­только притягательное, что судоходный канал между морями — Ионическим и Миртойским — кажется уместным.

Не станем утверждать, что древние не поддавались соблазну прорыть здесь удобный проход для морских кораблей. Но природа создала серьёзное препятствие, чтобы помешать дерзновенной затее — на 80 м разнятся уровни земли по обеим сто­ронам Истма. По этой причине люди оста­новились на бревенчатом волоке, густо смазанном салом. С IX века до н. э. по «диолку» (с греч. «волок») коринфяне пере­таскивали свои и чужие корабли туда и обратно. И брали за эту свою нелегкую ра­боту приличное вознаграждение. Извест­но, что Август, будущий римский импера­тор, в 31 году до н. э. переправил по волоку свои боевые корабли, преследуя объе­диненный флот своего друга-недруга Антония и Клеопатры, царицы Египетской. Только в 1893 году с появлением современного судоходного канала потребность I в волоке отпала сама собой.

О Коринфском канале следует расска­зать еще кое-что, обстоятельства заслуживают...

Первая реальная попытка прорыть канал состоялась 28 ноября 67 года (н. э.) по инициативе Нерона, который лично вонзил лопату в неподатливый суглинок Коринфа. Римский император таким образом решил увековечить память о себе на земле Греции, культуру которой он знал и любил и перед которой он в душе трепетал. В благодарность за позволение гре­ческих богов стать победителем Олим­пийских игр в заезде колесниц — собы­тие имело место в истории (об этом — дальше!), растроганный Нерон освободил жителей Пелопоннеса от налогов в римс­кую казну. И даже произнес речь, артис­тично воздев руки к небу: «О, если бы я мог преподнести этот подарок, когда Гре­ция была в расцвете, чтобы мою милость еще больше ценили!»... Под овации, буд­то в театре, закончил: «Города раньше ос­вобождали и другие государи, но всю провинцию только Нерон». Увы, работы на канале прервались сразу после его на­сильственной смерти.

Но первый, кто в 627 году до н. э. заду­мал «возведением канала увеличить во сто крат могущество Коринфа», был его пра­витель тиран Периандр, один из «семи» великих греческих мудрецов. Он знал, что море за мысом Малей на самой нижней оконечности Пелопоннеса затруднено для плавания из-за противных ветров; и отсю­да поговорка:

Малей обогнув, позабудь об обратном пути.


Но по каким-то уважительным причи­нам Периандр так и не реализовал свою замечательную идею.

Гомер называл Коринф «богатым» го­сударством, так как он владел двумя тор­говыми гаванями, из которых Кенхрей ве­ла в Азию, а другая, Лехей, в сторону Ита­лии. Это облегчало обмен товарами из обе­их стран, столь далеко отстоящих друг от друга.

Во всяком случае и тем и другим куп­цам — из Италии и из Азии — было при­ятно, избегнув плавания к Малеям, выг­рузить здесь свои товары. А пошлины на вывоз товаров из Пелопоннеса сухим пу­тем и на ввоз туда выпадали на долю пра­вителей Коринфа, кто держал ключ от Истма.

Чтобы закончить историю с Корин­фом, следует сказать о его правителях. Задолго до Периандра властвовали Бакхиады — богатая, многочисленная и блистательная семья, представители которой пользовались плодами «меж­дународной» торговли почти 200 лет! Затем Кипсел, по матери состоящий в родстве с Бакхиадами, изгнав их, сде­лался тираном. Управлял Коринфом он 39 лет, как свидетельствуют источни­ки, «весьма кротко, зато украсил город великолепными общественными здани­ями и храмами».

О богатстве Кипсела можно судить по его посвятительному дару в Олимпии — колоссальной статуе Зевса из листового золота. А святилище Афродиты в самом Коринфе при нём было так великолепно и богато, что имело больше 1000 храмовых рабынь-гетер, усердно «трудившихся» во имя любимой богини. И благодаря этим женщинам город становился многолюд­ным, богател, так как капитаны кораблей не могли удержать от соблазнов свои команды: они останавливались здесь и легко растрачивали все свои сбережения. Отсюда идёт пословица:

Не всякому в Коринф доступен путь.

Еще одна памятная дата для Корин­фа — 334 год до н. э. На местном стадионе «Союз греческих городов» поручил 20-летнему Александру, царю македонян, возглавить объединённое войско в войне против Персии. И он оправдал доверие греков: покорил не только Персию, но и часть Индии, Египет, Вавилон.

Далее от Истма близ гавани Схенунт находилось особо почитаемое в Греции святилище морского владыки Посейдона. Рядом с ним каждые два года проводились Всегреческие, или Панэллинские, свя­щенные Истмийские игры. Игры грекам особо памятны тем, что в 196 году до н. э. римский полководец Тит Квинкций Фламинин, победив в битве при Киноскефалах (Фессалия) Филиппа V Македонского, провозгласил на них «свободу» всех гре­ческих полисов от Македонии. Правда, желанная свобода скоро заменилась властью римских императоров.

Еще одна достопримечательность Пело­поннеса — остатки оградительной стены, уходящей за горизонт. Это Великая Истмийская стена, построенная жителями Ко­ринфа. Она преградила путь персидской армии Ксеркса, вторгшейся в Грецию в 480 году до н. э. Стена достойно исполнила своё предназначение, потом ещё и в 369 го­ду до н. э. она устояла против «Беотийского союза» со знаменитым фивянином Эпаминондом. Не прошло и 100 лет, как стена сдерживала орды северных кельтов, сле­дом — готов. Последний раз она послужи­ла грекам оборонительным рубежом в вой­не против турок в 1415 году, но в 1443 году, в связи с покорением Греции турками, это замечательное сооружение потеряло своё назначение, постепенно превращаясь в развалины.

Хватит о Коринфской области, настала очередь легендарной Олимпии.

Мы в Элиде, куда нас привела память о проводимых здесь в глубокой древности Олимпийских играх. Их нередко называ­ли еще Элейскими или даже Элисскими, но все это Олимпия.

Последуем вдоль берега на юг, мимо города Фей, что расположился «недалеко

от струй Иордана» (Илиада, VII, 135), и это тоже правда, потому что поблизости протекает речка. Античные историки счи­тали Фею началом Писатиды, государства писатов, на земле которых возведено свя­тилище Зевса и проводились игры, наз­ванные позже олимпиадами. От Фея с га­ванью до Олимпии всего 120 стадий, нем­ного более 20 км. Далее устье реки Алфей, вобравшей по пути воды Ладона, Эриманфа и других менее значительных рек. Ал­фей течет мимо самой Олимпии, впадает здесь в море, между Феей и Эпиталием.

Вблизи устья реки находилась священ­ная роща Артемиды Алфионии или Алфиусы, на расстоянии около 80 стадий от Олимпии. В честь боги­ни в Олимпии справлялись ежегодные празднества, в самом святилище долго сохранялись картины прославленных ко­ринфских художников: Клеанта — «Взя­тие Трои» и «Рождение Афины» и «Арте­мида, уносящаяся на грифе» — Арегонта.

Проследовав вверх по руслу Алфея, об­наружим искомую древнюю Олимпию...

Вдали просматривается низкое пред­горье, заросшее соснами и прочими де­ревьями, с проплешинами на холмах — от бездумной деятельности человека. По сто­ронам малоприметной дороги замечаем жухлые кочки с сиротливо умостившими­ся на них кустарниками, безжизненно вы­горевшими от полуденной жары и ветра. Неширокая дорога петляет меж крутоло­бых камней, которые кажутся сытыми ба­ранами, дремлющими после обильной кормёжки на пастбище. По мере прибли­жения к горам долина, засыпанная места­ми красными и серыми камнями, кажется мертвой, будто здесь только что резвились могучие циклопы — вроде как поиграли они азартно в «камешки», да вдруг разбе­жались кто куда...

Островки бурой пропыленной насквозь придорожной зелени сменяются более приятными глазу высокорослыми деревьями. Теперь попадаются рощицы олив с сереб­ристыми, трепещущими даже на слабом ветру листочками; разглядев их толстые, выкрученные временем и погодой стволы, можно с уверенностью сказать, что де­ревья очень старые, если не сказать, древ­ние...

А вот и Олимпия! Вернее, то, что оста­лось от неё за 17 веков... Невдалеке шумит незлобивыми перекатами легендарный Алфей. Он же речной бог, любимец женщин. Прибывшему в Олимпию путнику обязательно поведают местную легенду о храбром охотнике Алфее и красавице Арефусе.

...Она не отвечала влюблённому юноше взаимностью, он любил её и страдал. Ро­дители Арефусы тайно переправили дочь к родственникам на Ортигий, крохотный островок напротив Сицилии, но девушка и там не чувствовала себя в безопасности. Она упросила Зевса укрыть её от Алфея, и бог превратил её в ручей, который носит до сих пор её имя.

Алфей повсюду искал Арефусу, а когда узнал правду, тоже обратился к Зевсу, чтобы бог воссоединил его с любимой. И Зевс превратил юношу... в полновод­ную реку. И пролилась река в Элиде, уст­ремившись к Ортигию...

С тех пор женщины подмечали нео­быкновенные вещи, происходившие вок­руг Алфея. Одна девушка выкупалась в Алфее в ночь перед своей свадьбой, а по­том родила замечательного крепкого ма­лыша. Оракул сообщил счастливому отцу, что в рождении ребёнка есть немалая зас­луга Алфея, речного бога, и с тех пор не­весты и молодые женщины стали считать Алфея своим покровителем. Так и пове­лось: девушки, перед тем как выйти за­муж, приходили на берег реки, обнажались вдали от нескромных взглядов и без­мятежно купались в божественных водах. Они вскрикивали от блаженства, говоря: «Алфей, Алфей, возьми мою девствен­ность!», трепетно ощущая, как речной бог «входил в их лоно»... Затем многие после замужества рожали здоровых и крепких ребятишек. Как говорится, бог им был в помощь!

По этой причине или по какой другой, местные жители прозвали Алфей «Лиша­ющий девственности». И замужние жен­щины приходили на берег реки, особенно после месячных, совершая очиститель­ный ритуал в освежающих водах...

В «Географии» Страбона есть замеча­тельная версия этой легенды. Когда юноша Алфей превратился в реку и в та­ком виде достиг Ионического моря, его пресные воды не растворились в солё­ных волнах, а продолжили своё течение по дну морскому и так достигли Ортигия. Здесь Алфей настиг свою беглянку, заключил Арефусу в объятия: и две реки соединились водами по воле Зевса и про­ложили новое русло, навеки совмест­ное...

В качестве доказательства Страбон припоминает случай, когда жертвенная чаша, случайно оброненная жрецом в ре­ку Алфей вблизи Олимпии, через какое-то время «оказалась на берегу далёкой ре­чушки Арефусы»... И ещё, «вода в Арефусе иногда мутнела от крови жертвенных животных, проливающейся с алтарей в Олимпии»... Страбон утверждал, что по­добное странное явление, когда одна река не заканчивается у моря, а проносится дальше по дну его, он наблюдал в Иудее под Мёртвым морем, да и в иных местах. Их можно и сегодня отыскать, если толь­ко кто пожелает...

Думается, Гераклит свои знаменитые слова «Panta rhei» или «Все течёт» сказал именно при виде Алфея. Люди с тех пор повторяют за ним: «В одну и ту же воду войти невозможно».

А мы попробуем нарушить это условие, обращаясь к памяти о Древней Олимпии...

 

ТОЧКА ОТСЧЁТА

 

Отсчёт современным олимпиадам на­чался с 1896 года, после Первых Олим­пийских игр, что состоялись в Афинах. С тех пор каждой последующей присваивал­ся порядковый номер. Он сохранялся да­же в случаях, если Игры по каким-либо причинам не проводились — например, в Берлине — VI Олимпиада (1916-1919 гг.), в Хельсинки — XII (1940-1943 гг.), в Лон­доне — XIII (1944-1947 гг.). Европе было не до спортивных мероприятий — бушева­ли жестокие войны!

Место проведения каждой Олимпиады выбирает Международный олимпийский комитет — МОК — в одном из городов стран — претендентов на её организацию. Почетное право предоставляется счастли­вому избраннику как наиболее достойно­му путем тщательного анализа его воз­можностей для организации будущей Олимпиады. Напомним список стран и го­родов, принимавших Всемирные Олим­пийские игры:

1896 — Афины, Греция — I.

1900 — Париж, Франция — II.

1904 — Сент-Луис, штат Миссури, США — III.

1906— Афины, Греция — внеочередные.

1908 — Лондон, Великобритания — IV.

1912 — Стокгольм, Швеция — V.

1916 — Берлин, Германия — VI, не прово­дились.

1920 — Антверпен, Бельгия — VII.

1924 — Париж, Франция — VIII.

1928 — Амстердам, Голландия — IX.

1932 — Лос-Анджелес, США — X.

1936 — Берлин, Германия — XI.

1940 — Хельсинки, Финляндия — XII, не проводились.

1944 — Лондон, Великобритания — XIII, не проводились.

1948 — Лондон, Великобритания — XIV.

1952 — Хельсинки, Финляндия — XV.

1956 — Мельбурн, Австралия — XVI.

1960 — Рим, Италия — XVII.

1964 — Токио, Япония — XVIII.

1968 — Мехико, Мексика — XIX.

1972 — Мюнхен, ФРГ — XX.

1976 — Монреаль, Канада — XXI.

1980 — Москва, СССР — XXII.

1984 — Лос-Анджелес, США — XXIII.

1988 — Сеул, Южная Корея — XXIV.

1992 — Барселона, Испания — XXV.

1996 — Атланта,        штат       Джорджия США — XXVI.

2000 — Сидней, Австралия — XXVII.

2004 — Афины, Греция — XXVIII.

2008 — Пекин, Китай — XXIX.

И в 2012 году предполагается проведе­ние XXX Игр в Лондоне, Великобрита­ния.

Какие олимпийские виды спорта вхо­дят в летние Олимпийские игры:

акаде­мическая гребля, бадминтон, баскетбол, бейсбол, бокс, велоспорт-шоссе, велот­рек, водное поло, водный слалом, волей­бол, вольная борьба, гандбол, гребля на байдарках и каноэ, греко-римская борь­ба, дзюдо, конный спорт, легкая атлети­ка, маунтинбайк, настольный теннис, па­русный спорт, плавание, пляжный волей­бол, прыжки в воду, прыжки на батуте, пулевая стрельба, синхронное плавание, современное пятиборье, софтбол, спор­тивная гимнастика, стендовая стрельба, стрельба из лука, теннис, триатлон, таэк-вон-до, тяжелая атлетика, фехтование, футбол, хоккей на траве, художественная гимнастика.

В 1924 году в Шамони, Франция, были проведены Первые Всемирные Олимпийс­кие игры по зимним видам спорта. Первоначально МОК постановил, чтобы зимние Олимпиады проводились в тот же год, что и летние, но в 1994 году их время сдвину­лось на два года вперед относительно лет­них. Вот они, все последующие:

1928 — Санкт-Мориц, Швейцария — II.

1932 — Лейк-Плэсид, США — III.

1936 — Гармиш-Партенкирхен, Германия — IV.

1940 — Санкт-Мориц,  Швейцария  —  не проводились.

1944 — Кортина д'Ампеццо, Италия — не проводились.

1948 — Санкт-Мориц, Швейцария — V.

1952 — Осло, Норвегия — VI.

1956 — Кортина д'Ампеццо,  Италия  — VII.

1960 — Скво-Велли, США — VIII.

1964 — Инсбрук, Австрия — IX.

1968 — Гренобль, Франция — X.

1972 — Саппоро, Япония — XI.

1976 — Инсбрук, Австрия — XII.

1980 — Лейк-Плэсид, США — XIII.

1984 — Сараево, Югославия — XIV.

1988 — Калгари, Канада — XV.

1992 — Альбервиль, Франция — XVI.

1994 — Лиллехаммер, Норвегия — XVII.

1998 — Нагано, Япония — XVIII.

2002 — Солт-Лейк-Сити, США — XIX.

2006 — Турин, Италия — XX.

2010 год. Ванкувер, Канада — XXI.

И, наконец, XXII зимняя Олимпиада в городе Сочи, которую намечено провести в 2014 году.

Зимние Олимпийские виды спорта:

би­атлон, бобслей (бобслей, скелетон), конь­кобежный спорт (конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек), кёрлинг, лыжный спорт (горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыж­ки на лыжах с трамплина, сноубординг, фристайл), санный спорт, хоккей с шай­бой.

Продолжительность летних Игр уста­новлена не больше 15 дней, зимних — до 10.

Согласно правилам проведения Все­мирных олимпиад, помимо олимпийс­ких видов спорта, зимних и летних, международный организационный ко­митет имеет право по своему выбору включить в программу очередной Олим­пиады показательные соревнования по одной-двум дисциплинам. Это относится к наиболее интересным видам спорта, не признанным как олимпийские и, с точки зрения МОК, перспективным для разви­тия во всех странах мира. Если показ на Олимпиаде получает одобрение значительного большинства зрителей и специ­алистов межнационального физкультур­ного движения и спорта, в дальнейшем эти виды могут быть включены в обяза­тельную олимпийскую программу.

Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утвержденные в 1913 году по предложению французско­го барона Пьера де Кубертена, одного из инициаторов возрождения Олимпийс­ких игр, первого Генерального секрета­ря МОК. Девиз олимпийского движе­ния — «Citius! Altius! Fortius!» («Быст­рее! Выше! Сильнее!»). Флаг — белое по­лотнище с олимпийскими кольцами, с 1920-го поднимается в городе-организаторе на всех Играх.

Символ    всемирных    Олимпийских игр —  пять скреплённых  колец.  Будто пять континентов замерли в дружеских объятиях!   При   виде  этой,   на  первый   « взгляд, незамысловатой эмблемы всплывает образ Древней Олимпии, её атлетов, счастливых обладателей победных оливовых венков. Лица, звуки, запахи... — образы и чувства порождают изначально сокрытые в душе знания. Платон назы­вал это проявление anamnesis, анамнесис или «припоминание» всего того, чем не­земная душа человека обладала до вселе­ния  в физическое тело...  Оттого олим­пийская эмблема вдруг ясно напомнила лист вечнозелёного плюща, священный знак золотоволосого Диониса.

...Удивительно живучее растение — цепкий вечнозеленый плющ: ему жара и холод, безводие и голые скалы — все ни­почем! У него листья пятиконечной фор­мы, будто греческая пентаграмма, каж­дый лист похож на благословляющую длань Реи Кибелы. В греческой мифоло­гии она дочь Урана и Геи, супруга все­сильного бога Кроноса, при котором зем­ляне обрели матриархат, и оттого «Золо­той век». Рея — Великая Матерь семей­ства богов, обосновавшихся на горе Олимп в Элиде; она родила Зевса...

Пять колец — пять пальцев одной ру­ки богини Земли Реи, у каждого свое предназначение. Вечен зелёный плющ, вечны Земля и люди на ней — значит, Олимпийские игры не канут в вечность!

Тут же напрашивается вопрос: «Поче­му олимпийских колец — пять, ни боль­ше, ни меньше?». Есть одно логическое предположение, и оно связано с естест­венной пентаграммой (греч. «пятиконеч­ная звезда») плюща. Последователи за­гадочного мудреца Пифагора связывали число 5 с искусством лечения; оно еще означало «Истинный Свет» или «Звезду утра», которая образовалась в Пентальфу, 5 различных положений Альфы, первой буквы древнегреческого алфави­та. Пентальфа — 5 таинственных цент­ров силы, пробуждение которых предс­тавляет высший секрет античного мис­тицизма: Земля и Вода, Воздух и Огонь и объединяющая их всех сила Эфира... Не зря древние греки придумали пентат­лон — олимпийское пятиборье как сово­купность состязаний: бег, кулачный бой, метание копья, диска и классическая борьба!

По этой причине следует восприни­мать олимпийский символ «5 колец» та­лисманом, освящённым Пифагором, как его магическую формулу здорового образа жизни и вечной молодости, поддержания духа честного соперничества.

И цвет олимпийских колец не случаен: в верхнем ряду — голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Амери­ки, в нижнем ряду — жёлтый для Азии, зелёный для Австралии.

МОК постарался внедрить, и сохраняет до сих пор, определённые ритуалы и тра­диции древних Олимпийских игр. Напри­мер:

1. Олимпийский огонь зажигается в Греции на торжественной церемонии отк­рытия на фоне античных руин Олимпии. Ради «чистоты» огня возгорание получа­ют от солнечных лучей посредством силь­ной оптической линзы. Для этой цели ча­ша со светильником устанавливается на мраморном алтаре.

Напрашивается вопрос: «А подобное «священнодействие» существовало в Древней Олимпии?». Можете не сомне­ваться — нет! Такого обряда и в таком ви­де не существовало! Хотя на Панэллинских играх в Олимпии огонь присутство­вал, но он считался жертвенным и заго­рался на священных алтарях. Хранился такой огонь в священной роще Альтис, в особом здании, называемом Пританей: здесь находился особый очаг, наполнен­ный пеплом сожжённых поленьев бело-листного тополя; на очаге постоянно, день и ночь, горел «вечный» огонь. За его состоянием бдительно несли службу трое специально назначенных жрецов и один дровосек. Когда начинались Игры, происходило жертвоприношение Зевсу Олимпийскому, для чего с пританейского очага с большой осторожностью и с ду­шевным трепетом несли тот огонь в тлею­щих угольках на главный жертвенник Олимпии.   Здесь   разжигался   большой огонь, который гасился после окончания состязаний.

Безусловно, нет необходимости воз­рождать древнюю традицию в таком виде, но было бы правильнее однажды добытый в Олимпии огонь все-таки сохранять и за­тем передавать, от Олимпиады до Олим­пиады, извлекая из «вечного» хранения в этом освященном Зевсом месте.

А сегодня олимпийский огонь достав­ляется в очередной город — организатор Игр с торжественной факельной эстафе­той, через страны мира и континенты, все — участники. Его несут известные в мире спортсмены, победители предыду­щих олимпиад. На пути этого мирного ог­ня кто-нибудь из «горячих голов» нередко ставит политические заслоны, заторы, вынося свои внешнеэкономические проб­лемы на суд мировой общественности. Проблемы не решаются немедленно, но внимание, безусловно, привлекают. Но все-таки современная процедура пере­носа олимпийского огня — достойное под­ражание древнеолимпийским традициям, ибо факельные шествия и бега, и даже эс­тафетные состязания бегунов с факелами, были в большом почёте у древних греков. Бег с факелами даже включался в прог­рамму Олимпийских игр.

2. Во время открытия Олимпиады один из выдающихся спортсменов страны, где она происходит, произносит от имени её участников клятву, обещая состязаться достойно, а судить Игры — добросовестно. Замечательное подражание античности!

3.   Чемпионам и призёрам Олимпий­ских игр вручаются наградные медали, в их честь поднимаются государственные флаги, исполняются национальные гим­ны. Примерно такой триумф ожидал побе­дителей древних Игр — олимпиоников. Хотя их победы ценились в Греции по бо­лее значимому разряду, гораздо выше, чем сегодня. Престижнее, если хотите!

Есть и безусловные отступления от правил, установленных древними грека­ми. Согласно традиции Олимпийские иг­ры современности считаются соревнова­ниями между спортсменами, а не нацио­нальными командами стран-участниц. Однако МОК уступил общественным наст­роениям и с 1908 года разрешил неофици­альный общекомандный зачёт, определя­ющий командные места по количеству по­лученных медалей и набранных в соревно­ваниях очков. Очки начисляются за пер­вые 6 мест по следующей системе: первое место — 7 очков, второе — 5, третье — 4, четвертое — 3, пятое — 2, шестое — 1.

Если в Древней Греции к Играм допус­кались только «чистопородные» эллины (правда, в «римский период» это правило постоянно нарушалось), МОК подтвердил, что современные Олимпийские игры «...объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных со­ревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиоз­ным или политическим мотивам...». Бу­дем считать это прогрессом для междуна­родного олимпийского движения!

Игры проводятся один раз в четыре го­да, в первый год очередной Олимпиады, как и в Древней Олимпии. С 1932 года го­род — организатор Игр обязывался постро­ить «олимпийскую деревню», компактную и удобную для проживания и тренировок спортсменов, участников Олимпиады. Что-то подобное происходило в античной Олимпии, где на время Игр срочно возводились легкие строения и навесы для ночлега гос­тей и участников, имелись также места для тренировок атлетов, не говоря уже о стационарных состязательных сооружениях: стадион, ипподром, гимнасий.


Судя по накалу страстей, разгораю­щихся в странах мира задолго до откры­тия    современных    Олимпийских    игр, интерес к ним угасает не скоро. Уж очень большие амбиции проявляют страны, участники и претенденты, подключены политические силы и громадные финансо­вые средства — ну, как бывало у древних греков! Разве что в то время не существо­вало коммерческих интересов межнацио­нальных спонсоров!

Решение МОК провести в России, в Краснодарском крае, в Сочи Олимпиаду всколыхнуло умы и сердца россиян, обра­щает наши взоры на Грецию, на Пелопон­нес и Элиду, на Древнюю Олимпию. Ведь когда-то там каждые четыре года происхо­дило священнодействие, близкое физичес­кому и духовному состоянию каждого элли­на — Панэллинские (Всегреческие) игры.

Невольно возникает дерзкая мысль: «А современные Всемирные игры, кото­рые с подачи французского барона Пьера де Кубертена назовут Олимпиадами, дос­тойные наследники Древней Олимпии? Продолжают ли её традиции? Или это всего лишь не очень удачные копии нес­равненного чуда эллинской цивилиза­ции?».

Чтобы убедиться в этом или разуве­риться в чем-либо, придется раскрутить маховик олимпийской истории в обрат­ном направлении...

И прежде вопрос: «Что случилось, ес­ли древние греки сами забыли о своих Играх в Олимпии на 15 мрачных ве­ков?»...

 При подготовке данной публикации использована глава из книги Анатолия Ильяхова "ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО 2014".

Ильяхов Анатолий Гаврилович. Родился в 1941 году в г. Сочи. Член Союза писателей России.

В фонде ЦГБ им. А. С. Пушкина всем рекомендуем его книгу Зевсу посвященные.

Ильяхов, А.Г.
       Зевсу посвященные [Текст] : тайны древних Олимпиад / А.Г. Ильяхов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 285 с.